Волонтеры играют и помогают слабовидящим!

barabany_volontery

Организации, работающие с людьми имеющими инвалидность по зрению, все чаще обращаются в наш центр за помощью волонтеров: для проведения мастер-классов по изготовлению игрушек, лепке, при тифлокомментировании фильмов, записи аудиокниг и т.п. Волонтеры тоже готовы помогать, но в основном в краткосрочных проектах и потом редко возвращаются к помощи людям с инвалидностью. Основная причина в том, что добровольцев предварительно практически не обучают основам работы с такими людьми, не проводят консультации после первых занятий.

Проект “Лаборатория ритма” позволил провести наблюдения за волонтерами и людьми с инвалидностью, выработать рекомендации для организации подготовки добровольцев, чтобы решить проблему краткосрочной работы. Основной шаг волонтера в работе с людьми, имеющими инвалидность, это понимание. Для этого необходимо лучше узнать этих людей и попробовать встать на их место. При организации обучения необходимо использовать интерактивные методы – ролевые игры, опросы, конкурсы и другие, которые помогают почувствовать различные ситуации, в которых может оказаться человек с инвалидностью, на себе.

Нарушение зрения имеет много степеней. Полностью слепых людей всего около 10%, остальные имеют остаточное зрение, могут различать свет и тень, иногда цвет и очертания предмета. У одних слабое периферическое зрение, у других – слабое прямое при хорошем периферическом. Все это надо выяснить и учитывать при общении.

В первую очередь необходимо понять особенности восприятия людей с нарушением зрения. У таких людей основное восприятие окружающего мира. В основном оно происходит через слуховые рецепторы и тактильное восприятие. Они тонко чувствуют громкость звука, направление – откуда поступает звук. Из личного опыта общения с такими людьми хочется отметить, что люди с рождения слепые, могут великолепно определять по речи лжет человек или нет, за счет пауз в словах и изменения тембра голоса. Это тоже стоит учитывать в своей работе.

Общение со слабовидящими людьми не стоит начинать с прикосновений. Для людей это часто бывает неожиданностью и вызывает неприятные чувства. Сначала необходимо поприветствовать и назвать свое имя. В этот момент человек сориентируется, где вы находитесь, на каком расстоянии, и будет готов к общению с вами. Всегда представляйтесь до того момента, пока они не начнут узнавать вас по голосу.

Всегда информируйте незрячих участников или людей с ослабленным зрением про изменения в организации пространства. Когда вы общаетесь с группой незрячих людей, не забывайте каждый раз называть того, к кому вы обращаетесь.

Вполне нормально употреблять слово “смотреть”. Для незрячего человека это означает “видеть руками”, осязать.

Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде “Книга находится где-то там на столе”. Старайтесь быть точными: “Книга слева у края стола”.
Описывайте вслух все, что вы показываете или делаете. Например, когда вы пишете на доске, прикрепляете на стену картинки и т.д. Старайтесь описывать все, что происходит вокруг.

Не хватайте и не подталкивайте людей с нарушением зрения по направлению, в котором, как вам кажется, они хотели бы идти. Сначала необходимо спросить, нужна ли им ваша помощь, и каким образом им можно помочь. Большинство незрячих людей будет придерживаться вашей руки или локтя. Таким образом, они могут идти полшага за вами и предвидеть некоторые препятствия, например, ступеньки. Говорите, как и куда вы идете (например, количество ступенек, выход на улицу, прохождение мимо ориентира X и т.д.).

С незрячим человеком может находиться собака-поводырь. Не позволяйте другим участникам ее отвлекать или играть с ней самому, за исключением ситуации, если им разрешил хозяин собаки. Не кормите животное тем, что есть у вас, у собаки есть свой режим, к которому приучил его хозяин.

Хорошим способом не только реабилитации, но социализации людей с нарушением зрения может стать арт-терапия, видов которой существует множество. Мы рассмотрим только один, который был апробирован в ходе реализации данного проекта – это музыкальная терапия игры на этнических инструментах. Уникальность этой технологии в ее доступности, простоте воплощения, технология позитивно влияет как на людей с инвалидностью, так и на волонтеров. Арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Арт-терапия помогает формировать позитивную и активную жизненную позицию.

В основном понятие арт-терапии связано с художественным искусством, хотя на самом деле занятия могут быть очень разнообразными: лепка, музыка, танцы и т.п. Здесь самое главное выбрать подходящую форму – в нашем случае это музыка, игра на необычных этнических инструментах. Во-первых, для того чтобы познакомить людей с новыми звуками, во-вторых, такие инструменты просты при игре на них, это упрощает проведение занятий. Чтобы научиться играть на джембе или калимбо достаточно лишь объяснения ведущего и поддержка волонтера, который будет помогать в выполнении ритмичных движений. А дальше дело техники и полет самовыражения участника занятия.

Волонтеры и люди с инвалидностью на таких занятиях легко и быстро находят общий язык, при этом получают позитивные впечатления от общения друг с другом. Самое главное при таких занятиях следить за уровнем усталости слабовидящих людей, т.к. громкие звуки, постоянная концентрация внимания на слуховые рецепторы может привести к быстрой утомляемости людей. Необходимо предусматривать паузы или сами занятия делать небольшие по продолжительности.

В завершении занятий необходимо проводить обратную связь от участников и волонтеров, чтобы своевременно решить проблемные вопросы, а также, чтобы волонтеры слышали оценку своей работы и могли в будущем скорректировать свои действия.

Надеемся, что наш материал поможет вам в оказании помощи людям с инвалидностью по зрению, и вы сможете получить интересных опыт, возможно, стать хорошим товарищем и постоянным помощником. От вас требуется немного – ответственный подход к решению помогать! Успехов вам, в хороших делах.

p.s. Благодарим организаторов проекта “Лаборатория ритма” за возможность получить и обобщить волонтерский опыт при работе со слабовидящими людьми.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.