О добровольчестве

Откуда начиналось волонтерство?
Наверное, практически каждый, несмотря на возраст, национальность, политические взгляды и прочее слышал слова «добровольчество» и «волонтерство». Что они значат для нас? А задумывались ли мы, откуда берут свои начала эти понятия?

Существует несколько точек зрения на историю волонтерства:
1. Волонтерами изначально называли тех людей, которые добровольно и исключительно по собственному желанию поступали на военную службу в некоторых европейских странах (например, во Франции, Испании).

Такое значение понятия «волонтерство» имеет отголоски и сегодня. Это вносит некоторую путаницу в головы пытающихся определиться, волонтеры они или нет? Перекликается это понятие с альтернативной гражданской службой, которая развита во многих европейских странах (например, Германии). Оно является почетным делом и всегда имеет весомое значение, например, при приеме специалиста на работу. Сегодня альтернативная гражданская служба (АГС) не без проблем набирает свои обороты и в Российской Федерации. Но АГС в России нельзя считать волонтерством, поскольку выполняется не по собственной доброй воле и на сегодняшний день мало влияет на развитие личности молодого человека.

2. Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим». Особое место в ее развитии сыграла церковь.

В годы становления Киевской Руси благотворительность была скорее не нормой, а уделом отдельных лиц. Сохранились факты того, что, например, Иоанн Данилович был прозван Калитой за мешок, который он носил с собой, раздавая из него милостыню, а Дмитрий Донской был настолько сострадателен к бедным и сирым, что кормил их из своих рук.
Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна также проявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального служения. Екатерина Великая первой ввела в практику модель «просвещенной» благотворительности, т.е. направленной на масштабные социальные изменения, искоренение социальных язв и улучшение общества. Примером такой благотворительности стал Смольный институт, призванный воспитывать девушек – носительниц идей просвещения.
Но нельзя говорить о том, что благотворительность и добровольчество были уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего, простыми людьми. Это и совместное строительство нового дома для погорельца, и сборы пожертвований добровольцами на строительство школ, больниц и храмов.

3. Особую роль приобрела практика социального служения в католических орденах, в частности, в ордене Св. Франциска Ассизского.

Помощь бедным, приюты, церковные школы, попечение о незащищенных слоях общества составили суть социального служения общества. Однако, к ХIХ веку возникла проблема подмены религиозного служения только общественным. Развитие гражданских институтов общества позволило расширить ответственность за социальное служение, распределив ее между государством, церковью и общественностью. Общественность широко подхватили идею социального служения, одним из феноменов которого называют «шведский социализм».

4. В нашей стране в советское время масса людей отправлялись добровольцами на целину, на строительство БАМа.

Добровольчество было связано с крупными всесоюзными мероприятиями и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. В связи с этим и прижился такой термин как «добровольно – обязательно», т.е. пока все делалось добровольно, то было все хорошо, если же возникало желание отказаться, то появлялся грозный призрак «обязательности». «Обязательность» была выражена не только в непосредственном наказании вольнодумца, но и прежде всего в публичном осуждении подобных поступков. Общественное мнение, созданное с помощью идеологии, позволяло манипулировать поступками людей.
К сожалению, призрак «обязательного добровольчества» витает во многих организациях и по сей день. Не важно, коммерческая то организация, государственная или даже некоммерческая. Разница в способах мотивирования сотрудников.

5. В традиционной международной социальной политике понятие волонтерской, добровольческой деятельности, как формы жертвенного служения во имя высоких гуманистических идеалов, связывают, прежде всего, с созданием международной организации Красного Креста.

Именно этой организации удалось утвердить во всем мире ценность волонтерства во имя гуманизма и милосердия, ценность не военного, а мирного добровольчества. Трудно переоценить деятельность этой организации в годы тяжелейших военных конфликтов на протяжении всего XX века. В 1970 году создается движение Волонтеров Организации Объединенных Наций (VUN). Они работают в технической, экономической и социальной сферах по трем основным направлениям: техническое сотрудничество с правительствами, испытывающими недостаток квалифицированных кадров, общественные инициативы для самовыражения, гуманитарная помощь и реабилитация. Развитие этих движений и многих подобных им инициатив на национальном и межнациональном уровнях привели мировое сообщество к пониманию все возрастающей роли добровольчества в социальном совершенствовании современного мира.

Сегодня мы вкладываем в термин “добровольчество” нечто другое. Существует Закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”, принятый 7 июля 1995 г. В нем записано, что “доброволец – это гражданин, осуществляющий благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благотворительной организации.” Но законодатель ограничил круг деятельности, которую можно отнести к благотворительной, а также и круг организаций, называемых благотворительными. Но добровольческую активность трудно ограничить. Очень широк круг выполняемых добровольцами работ, организаций, которые привлекают к работе добровольцев, поэтому правильнее будет звучать следующее определение:
Доброволец – человек, занимающийся на безвозмездной добровольной основе (без какого-либо принуждения) деятельностью по разрешению социально значимых проблем вне зависимости от цвета кожи, пола, возраста, вероисповедания.

Мы выделяем три основных принципа добровольческой деятельности:
• Добровольческая деятельность не предполагает оплаты за труд волонтера. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей, не предусматривает материального вознаграждения. Однако, организация, приглашающая добровольца для какой-то работы, может оплатить ему транспортные расходы, питание, специальную одежду и т.д.
• Это самостоятельный выбор человека. В случае, когда руководитель организации обязывает к выполнению работы, хоть она и несет какую-то пользу, все-равно это не является добровольной.
• Добровольческая деятельность обоюдно полезный процесс, который приносит пользу не только благополучателю, но и волонтеру. Добровольческая деятельность должна иметь социально полезную направленность и приносить реальную пользу конкретному получателю, обществу, окружающей среде. Но также приносить пользу волонтеру, например, в виде получаемого опыта, знаний и т.п.

Рост во всем мире интереса к добровольчеству является показателем зрелости гражданского общества. О том, быть или не быть добровольцем иногда, задумывается каждый из нас.

Статья подготовлена по материалам:
1. Скрякова Е. Молодежное волонтерское движение. – Пермь, 2007
2. Милосердие. Учебное пособие под ред. М.П. Мчедлова, – М.,1998.
3. Слабжанин Н. Как эффективно работать с добровольцами, – Новосибирс, 2001.
4. Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. – М, 2003.