Этно-волонтеры или как волонтеры помогают в туризме!

volontery_turizm

В рамках семинара-совещания «Лучшие практики Года культуры. Ресурсы культуры для туризма», руководитель Карельского центра развития добровольчества Дарья Маковецкая выступила с сообщением о роли привлечения волонтеров для развития туризма в Карелии и этно-проектов. Некоторые тезисы ее сообщения мы публикуем здесь для ознакомления:

«Открыв Карелию однажды, хочется приезжать сюда вновь и вновь» – довольно часто подобные сообщения мы читаем в отзывах, комментариях на туристических порталах от людей, которые посетили наш край. Каждый день туристические компании работают на то, чтобы развивать эту сферу, чтобы как можно больше гостей приезжали к нам посмотреть достопримечательности, на сплав или какой другой вид активного туризма, посетить какое-то крупное событие.

Многие туристические проекты несут коммерческую составляющую, каким образом здесь могут помогать волонтеры, на первый взгляд трудно сказать. Сразу возникают вопросы, претензии, что коммерческие компании экономят свои деньги, привлекая «бесплатных помощников». Но кто сказал, что для организаций привлечение волонтеров – это бесплатно? В подобных мероприятиях организации тратят как минимум средства на обучение, питание, экипировку волонтеров, иногда на их страхование, проживание, проезд и какие-то поощрения.

Зачем тогда компаниям привлекать волонтеров? Как соотносятся их расходы с коэффициентом полезности труда добровольца? Экономической формулы пока не разработано. В основном это связано с эффектом социального капитала. Волонтеры могут привнести в компанию:

Новые идеи для развития.
Волонтеры в основном это молодые люди, которые кипят хорошими, креативными идеями, как преобразовать, улучшить уже существующее или придумывают что-то совсем новое. Не стоит бояться их идей, направляя их в нужное русло, можно получить хорошие дивиденды.

В 2014 году в проведении Дня Костомукши помогали волонтеры из Петрозаводска. В рамках творческой программы для жителей города волонтеры подготовили свои номера. Помимо помощи в Дне города волонтеры выразили желание помочь Костомукшскому заповеднику, по итогам подготовили информационные заметки, статьи о Костомукше.

Увеличить уровень доверия к организации.
Искренность, открытость к новым людям, желание им помочь, все подробно рассказать, отзывчивость, не придаются к пакету «готовый работник в сфере туризма». А волонтеры – это те люди, у которых это есть и которые готовы этим делиться в своей работе, их уровень мотивации не соизмерим с гонораром, который платят работнику. Порой такие люди сами готовы доплачивать, чтобы помогать. Главное, чтобы проект был интересен волонтеру и не подменял функционал платного работника этой компании.

Например, как это часто происходит на Международных соревнованиях собачьих упряжек в Калевале или Петрозаводске. Многие спортсмены, приезжие судьи и гости помнят событие и отмечают высокий уровень организации из-за того, что там помогали волонтеры. Отмечают их заинтересованность, ответственность к работе и готовность помогать всегда и везде.

Повысить узнаваемость организации.
Волонтеры сейчас имеют широкий круг знакомых в различных городах. Они могут выступить в качестве носителя ваших идей, рассказывать о вас в социальных сетях, за счет этого увеличивать охват потенциальной аудитории, которая, возможно, приехав в Карелию, воспользуется услугами Вашей организации.
Например, подобный механизм мы использовали при наборе участников молодежного форума в поддержку дома карельского языка «Лаучат». Участниками стали знакомые или знакомые знакомых организаторов и волонтеров, которым стала интересна эта тема. Благодаря этому мы смогли увеличить полезность и результативность форума, как для участников, так и для дома карельского языка.

Расширить привлекательности территории
Например, сейчас активно развивается направление волонтеров-гидов, экскурсоводов, которые готовы проводить экскурсии по своему городу, тем самым делать территорию более привлекательной для новых гостей и туристов.

Как это сработало при проведении Спартакиады в Петрозаводске, когда волонтер-атташе провел экскурсию для гостей города «Неофициальный ПТЗ» по местам любимым молодежи. Экскурсия очень понравилась и запомнилась гостям. Сейчас одна из организаций города думает над расширением спектра подобных экскурсий. Что, возможно, увеличит привлекательность города для туристов.

Расширение объема услуг.
Волонтеры могут помогать работникам компании, тем самым увеличивать количество клиентов, которые могут воспользоваться услугами организации.
Есть небольшие организации, где работает всего 1-2 человека, а для проведения крупных мероприятий нужна помощь большого числа людей, привлечь платных сотрудников нет возможности. Например, в создании летнего кафе около Пряжинского этно-культурного центра помогали волонтеры. Сейчас здесь регулярно проходят творческие встречи и Этнокультурный центр зовет туда новых посетителей.

Если организация настроена основательно в привлечении помощников, тогда стоит продумать систему работы с волонтерами. Этот процесс включает в себя набор и отбор волонтеров, обучение и инструктаж, сопровождение во время работы, оценка работы и признание. Исходя из опыта нашей организации, рекомендуем среди сотрудников компании определить куратора волонтеров. Всегда необходимо помнить о том, почему волонтеры пришли вам помогать, т.к. если они не удовлетворят свою мотивацию, то в скором времени они покинут вас.

В России в некоторых регионах туристические компании давно приглашают волонтеров для помощи. Например, в Казани создан центр «Ассамблея туристических волонтеров», в Москве сформирована команда добровольцев, которые помогаю ориентироваться туристам в городе. Надеемся, что и в Карелии скоро появятся такие волонтеры.

Вы можете оставить отзыв, или обратную ссылку с вашего сайта.